Дон Кихот в мире зла, фальша и лицемерия.
По словам автора, «Дон Кихот «помешался на рыцарях», у него «зашел ум за разум».
Постепенно, однако, Дон Кихот перестает быть только комической фигурой. Он обнаруживает такие свойства, которые позволяют увидеть совсем в ином свете. Конечно, не один здравомыслящий человек не принял бы ветряные мельницы за великанов. Зато с каким поэтическим вдохновением рассказывает Дон Кихот изумленному канонику волшебную историю Рыцаря Озера. Для одних рыцарский роман был забавой, а других он раздражал.
Дон Кихот не только поэт, но и при всем своем безумии, еще и благородный мыслитель, человек большого ума. По мнению Санчо Пансы, в красноречии и мудрости Дон Кихот не уступал самым знаменитым церковным проповедникам. Но мудрость его не была церковной. Он не мечтал о небесном счастье, он мечтал о земном счастье человечества и всегда был готов дать совет тому, кто в нем нуждался.
Когда Дон Кихот и его верный оруженосец Санчо Панса приехали в замок Герцога и Герцогини, все их встречали с почтением. Хозяева замка оказывали странствующему рыцарю всевозможные знаки внимания. В угоду ему Санчо назначили губернатором острова Баратарии. И Дон Кихот поверил, что он, наконец, достиг своей цели, и что его подвиги оценены по достоинству. Но все это был обман, Дон Кихот не подозревал об этом. Дивясь мудрости Дон Кихота, герцог и герцогиня в тоже время хладнокровно забавлялись его странной манией. Они превратили его в шута, допуская жестокие издевки. И у читателя возникает мысль, что, в сущности, безумен не Дон Кихот, стремящийся защищать слабых и утесненных, а тот жестокий, несправедливый мир, который способен издеваться над благородным фантазером.
«Когда в беседе с герцогом Дон Кихот смело заявлял, что «Кровь облагораживают добродетели и что большего уважения заслуживает худородный праведник, нежели знатный грешник», он, по сути, даже высказывал мысль, которая со времен Данте и Петрарки принадлежала к числу кардинальных истин ренессансного гуманизма. И разве, с негодованием отмечая, что «в наше время леность торжествует над рвением, праздность над трудолюбием, порок над добродетелью, наглость над храбростью», он рисовал картину, во многом напоминающий трагическую картину, нарисованную Шекспиром в знаменитом 66- сонете? Только в отличие от лирического героя шекспировского сонета, Дон Кихот не искал забвения в смерти».
Пусть корысть не собьет его(Дон Кихота) с верного пути, а слезы бедняка вызывали у него больше сострадания чем жалобы надменного богача…